Остановите время: почему все хотят винтаж
В наши дни нет границ. Модно все. Масс маркет без каких-то сомнений копирует дизайн пре-а-порте. Есть всё – для всех. И это делает это “всё” слишком обычным. Миллион вариантов юбки Прада – для богатых и бедных. Революция в индустрии моды всех уравняла, а интернет сделал доступными все идеи в мире. Мы теперь не приезжаем из Дании с новыми знаниями – они в распоряжении всего мира. Удивить трудно.Поэтому старая одежда уже и не выглядит так странно. Например, какой-нибудь Диор делает коллекцию в стиле 80-х, это подхватывает Zara, а винтажные магазины выставляют на витрины платья этого периода.
Хиппи, панки, готы, романтические платья в английском стиле – все это уже перепробовали на подиумах. Старые идеи из новой материи. Винтаж тут очень кстати.
Магазины вроде Urban Outfitters обязательно продают винтаж (по слегка завышенной цене). Переделывают его. Levis и еще много других брендов выпускают “винтажную” коллекцию – вещи, похожие на старые модели.
Но есть еще две причины, кроме вторичности идей, почему винтаж стал таким популярным. Первая – это переизбыток тряпья. Когда ты думаешь, как много одежды производят в мире, становится страшно. В один только секонд хэнд, кажется, можно одеть весь мир. Почти вся Африка одета в гуманитарную помощь. Из того же источника появляются вещи и в винтажных магазинах. И на барахолках. А новое все шьют и шьют. И ты думаешь – зачем мне эти новые тряпки, если я могу купить старое – и дешевле в 10 раз?
Вторая причина – усталость от бесконечных “новинок”. Мы живем в мире новинок. Все должно быть новым – даже если это тот же дезодорант в новом флаконе, или машина с салоном нового цвета. Технологии прогрессируют так быстро, что телефоны или компьютеры устаревают во время покупки. Это ведь странно – едва ты покупаешь вещь, как она дешевеет на 30 процентов.
Мы все как-будто рванули на зеленый свет – прямо со скоростью 150 км/час, за три секунды доехали до следующего красного светофора – и задумались: а зачем мы это сделали? Потому что можем? Наверное. Только радости не так много, как могло показаться.
В России культуры старых вещей еще нет. Да, в Берлине или Стокгольме я вижу русских (в основном молодых), которые выбирают одежду в винтажных лавках, но в Москве это совсем не массовая история.
У нас, к сожалению, нет уважения к старым вещам. Большинство из нас родилось в стране, где массивную антикварную мебель выкидывали на помойки или сжигали – ведь люди жили в коммуналках или крохотных новых квартирах. Люди теснились в старых домах, которые скрипели и разваливались,и дуло из окон, и годами донашивали одежду, что, наверное, вызывало у них сильную неприязнь к старью.
Старое – это бедность, это запах нафталина, это стол, который занимает половину комнаты, где живут две семьи. Я думаю, ассоциации такие.
Все хотят новое. Настолько новое, что под ним гибнут старые стены, гибнет история. Я была в квартирах в центре, от которых ничего не осталось – ни малейшего намека. Очень очень много шикарного дизайна – как будто нарочно, чтобы создать себе совсем другой мир. Который не будет разить коммуналкой.
Понятно, что с таким отношением люди просто так не пойдут покупать даже старые вещи от Шанель.
Но лично я безумно люблю вещи с историей. Даже самой простенькой. Есть что-то занятное в том, чтобу угадывать – кто носил вот это платье, в каком настроении он его покупал, ощущал ли себя в нем красивым. Иногда я думаю о том, что забавно было бы встретить какую-то пожилую даму, которая увидела бы на мне свое платье – и вспомнила, как сама надевала его.
Мне нравятся столы и стулья, которые делали в расчете на то, что они будут служить десятки лет.
Мне нравится это погружение в прошлое, нравится, что у вещей, которые некто разлюбил, выбросил, появляется новая жизнь – это показывает, что нет ничего нового на самом деле, что все зависит от точки зрения.
Автор: Арина Холина
Источник: Журнал New Black
Поделиться: