Новое на сайте

Почему россияне снова донашивают вещи из СССР, а звезды выходят на публику в одежде за бесценок

Секонд-хенд — магазин для бедных. Такое мнение долгое время бытовало в России, а шопинг в комиссионках и вовсе воспринимался как что-то постыдное. Однако с наступлением нового тысячелетия все изменилось: с каждым годом индустрия подержанных вещей становилась все популярнее, а экоактивисты и просто люди, неравнодушные к моде, принялись охотиться за уникальными (и даром, что ношеными) вещами.

Винтажный бутик

Куда пропало недоверие к секонд-хендам и что заставляет знаменитостей надевать одежду с барахолок, пренебрегая люксовыми брендами?

Не надо стыдиться


Раньше ничего не пропадало даром. «Если бы у вас было изношенное платье, вы бы порвали его и сделали передник для своей дочери, а в случае, если б испортился и он, вы бы использовали этот материал для забивки кресла», — отмечает историк Дженнифер Ли Зотт, автор книги «От Goodwill до гранжа: история стиля секонд-хенд и альтернативной экономики» (From Goodwill to Grunge: A History of Secondhand Styles and Alternative Economies). Однако в XIX веке эта бережливость сошла на нет по весомым причинам. Во-первых, города начали стремительно расти: отчасти из-за всплеска волны иммиграции в США. Во-вторых, случилась промышленная революция, которая послужила отправной точкой для массового производства вещей.

Поначалу носить предметы гардероба, в которых ранее ходил незнакомый человек, было крайне стыдно. Помимо того, что это считалось признаком бедности, в обществе существовали некоторые предубеждения о продавцах подержанных товаров. Одеждой с чужого плеча зачастую торговали еврейские иммигранты.

Однако, несмотря на стереотипы, особо прозорливые дельцы смекнули, что даже такой бюджетный бизнес может принести реальные деньги. Одними из тех, кто разглядел перспективу в перепродаже вещей по низкой цене, стали христианские министерства, которые искали финансирование для своих информационно-пропагандистских программ. Среди них были такие организации, как Salvation Army («Армия спасения») и Goodwill («Доброжелательность»). С момента их появления американцы стали чаще жертвовать деньги на благотворительность.

Индустрия постепенно росла, и к 1920-м годам благотворительные магазины выглядели так же, как обычные универмаги. У Goodwill, например, была целая стоянка грузовых автомобилей, которые разъезжали по стране и собирали одежду и другие товары из более чем тысячи пунктов. Терминология также претерпела изменения: некогда считавшиеся «мусорными» (junk shops) магазины внезапно стали «бережливыми» (thrift shops). С точки зрения маркетинга эта формулировка была успешной — общество начало относиться лояльнее к подобным магазинам. Вдобавок возможность вернуть неподошедшую вещь при предъявлении чека о покупке вызывала дополнительное доверие. В барахолках такой возможности не предоставлялось.

Культ Курта

После Великой депрессии и Второй мировой войны в 1950-х годах начали появляться селективные (от английского select — выбирать; каждую вещь владельцы отбирают сами, в основном на барахолках в Европе) магазины, предназначенные для платежеспособных покупателей. Так более состоятельные слои населения стали охотиться за винтажной одеждой. Наиболее редким и завидным уловом считались найденные за выгодную цену вещи «от кутюр».

Культ Курта . Вещи с блошиных рынков

Курт Кобейн Фото: Hulton Archive

Но особенно популярны вещи из секонд-хендов в Европе и США стали в 1980-1990 годах. Это произошло на волне появления субкультурных движений, для которых винтажная одежда была одним из способов самовыражения. Немаловажную роль здесь сыграли культовые личности того времени.

Большое влияние на моду оказывали представители музыкальной индустрии. Одним из них был вокалист группы Nirvana Курт Кобейн. В эфирах на MTV он появлялся с немытой головой, в светлых джинсах с пятнами грязи, в потертых кедах Converse с посеревшими шнурками, футболке с изображением панк-группы и мятой рубашке

Музыкант был самобытен, его совершенно не заботил внешний вид, он отдавался творчеству. В стиле гранж и музыке, которую создавал Кобейн, выходец из обедневшего города Вашингтон, отчетливо просматривалось его происхождение. Тысячи людей находили в образе артиста то, что откликалось в них самих. Отсюда пошло массовое подражание небрежному стилю в одежде и стремление выглядеть по-бунтарски, выражая свой протест против всего общепринятого.

Из рук в руки

Российскому гражданину, в отличие от американца, «донашивать» за кем-то без особой нужды особенно сложно из-за его безденежного советского прошлого. Вещи трудно было достать, они передавались, закупались «на вырост», отдавались родственникам, откладывались до лучших времен. В современном обществе, где предложение превысило спрос и появилась возможность выбирать, у пожилого потребителя не всегда есть желание возвращаться к подобным практикам. У молодежи, напротив, не возникает проблем с подержанной одеждой, это поколение относится к секонд-хенду достаточно позитивно.

Коммерческий комиссионный магазин, СССР, 1990 год Фото: Станислав Панов / ТАСС

Коммерческий комиссионный магазин, СССР, 1990 год Фото: Станислав Панов / ТАСС

Ассортимент современных российских барахолок сильно отличается от того, что представлено в обычных магазинах. В них вещи могут быть непредсказуемыми и индивидуализированными. В таких заведениях можно приобрести даже новую одежду, хотя для многих клиентов важность имеет именно старина. Сегодня в умах молодых людей определение «старая» вовсе не означает «плохая». Старая вещь расценивается как «добротная», «антикварная», «винтажная», и главное в ней — подлинность и аутентичность.

Барахолка на Тверской рядом с фирменным магазином Yves Rocher, Москва, 1 января 1992 года Фото: Александр Неменов / ТАСС

Барахолка на Тверской рядом с фирменным магазином Yves Rocher, Москва, 1 января 1992 года
Фото: Александр Неменов / ТАСС

Безусловно, сохраняется огромное количество секонд-хендов с вещами низкого качества, примитивным ассортиментом и минимальными ценами. Однако в то же время растет популярность онлайн-барахолок, где люди могут продавать и покупать действительно хорошую одежду, обувь, сумки и аксессуары лучших мировых брендов: от люксовых Chanel, Louis Vuitton или Balenciaga до масс-маркета, такого как Zara, Topshop и H&M.

Так, к примеру, сетевой магазин «Планета Секонд-Хенд» и любой «бутиковый» секонд, расположенный в камерном помещении в центре Москвы, представляют собой два разных мира. Концепция первого подразумевает экономию денег, большой выбор вещей и совершенно неоднородную целевую аудиторию, которая варьируется от модников до дворников. Второй же вариант предполагает более нишевый, тщательно отобранный ассортимент и, соответственно, состоятельных покупателей.

Модные охотники

В Санкт-Петербурге к концу нулевых годов полюбившая комиссионки молодежь постепенно выросла из потребителей в предпринимателей. Юноши и девушки занимаются скупкой старой одежды, а затем перепродают ее в секонд-хендах или на специальных площадках в интернете. Такая деятельность зачастую приобретает креативный характер, поскольку продаваемые вещи тщательно отбираются и перешиваются, прежде чем снова попасть на рынок. Сегодня этих молодых предпринимателей называют «хантерами» (от английского hunter — «охотник»).

Винтажная одежда даже стала своеобразным трендом: чем больше твой образ напоминает моду 70-х и 80-х годов, тем круче. Модные блогеры делятся винтажными «аутфитами» в Instagram, авторы популярных каналов на YouTube снимают обзоры на свои покупки из секонд-хендов. Крупные «бутиковые» комиссионки, в свою очередь, сотрудничают с инфлюенсерами, чтобы сделать свой проект более узнаваемым. Так, если ответ на вопрос, «где ты достала этот классный пиджак», звучит «из винтажки», — он непременно получает одобрение.


БАя Гобунова

Бая Горбунова блогер, стилист

Стильно — не значит дорого

Стереотип о том, что в секонд-хендах одеваются малообеспеченные люди, разрушают даже звезды мировой величины. Так, несмотря на миллионные доходы, голливудская актриса Джулия Робертс время от времени отдает предпочтение «умному» шопингу, приучая к нему и своих детей. Таким образом знаменитость показывает: необязательно покупать брендовые вещи, чтобы выглядеть стильно. «Джулии нравится посещать Goodwill и различные секонд-хенды в Нью-Мексико и Аризоне. За выгодной покупкой она пойдет куда угодно!» — поделился с изданием The Enquirer близкий к актрисе источник.

Британская супермодель Кейт Мосс также является поклонницей винтажной одежды. Она довольно часто появляется на светских мероприятиях в подержанных нарядах от кутюр, купленных на лондонских барахолках Camden Market и Portobello Road Market. В одном из своих интервью модель призналась, что во время путешествий всегда старается посещать подобные магазины. Более того, совместно с Музеем де ла Мода (Museo de la Moda) в Чили супермодель выпустила книгу, посвященную винтажной моде.

Museo de la Moda Книга Кейт Мосс

Известно также, что актриса Вайоа Райдер однажды появилась на церемонии вручения премии «Оскар» в подержанном платье всего за 10 долларов. В одном из интервью она рассказала, что целенаправленно ходит в секонд-хенды, чтобы покупать там интересные винтажные вещи, поэтому половина ее гардероба состоит именно из такой одежды.

Любовь к барахолкам и секонд-хендам испытывает также звезда «Сумерек»Роберт Паттинсон. Актер совершенно не привередлив в одежде и может носить любые вещи. «Мне нравится небрежная и придурковатая одежда. Я бы хотел постоянно закупаться в винтажках, но из-за того, что меня вечно преследуют папарацци, это трудно осуществить», — признался Паттинсон, отмечая, что для него важны лишь комфорт и возможность оставаться собой.

Золотая жила

Помимо просто красивых вещиц на барахолках можно случайно наткнуться на редчайшие, почти музейные экспонаты. Продавцы зачастую не знают реальной стоимости вещей, от которых хотят избавиться, и отдают их за бесценок. Известно о случае, когда в 2012 году на блошином рынке женщина из Северной Каролины приобрела за 10 долларов понравившуюся ей абстрактную картину. Позже выяснилось, что автор полотна — русский художник из Нью-Йорка Илья Болотовский. Случайно приобретенная картина «Вертикальный бриллиант» была оценена аукционным домом Sotheby's в 15-20 тысяч долларов. В конечном итоге она принесла хозяйке 34 375 долларов (более 2,5 миллиона рублей).

Магазины подержанных вещей с годами становятся только популярнее. Через старую одежду и аксессуары некоторые стремятся выразить свою индивидуальность, другие — отдают дань уважения той или иной субкультуре. У кого-то покупки в секонд-хендах связаны с глубокой любовью к старине, а у кого-то — с жаждой хайпа и лайков в социальных сетях. Так или иначе, сегодня шопинг в секонд-хендах вызывает намного больше уважения, чем когда-либо.


Источник: Lenta





В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA