Новое на сайте

Хрупкие инвестиции

Фарфор в понимании большинства жителей постсоветского пространства долгое время был жертвой стереотипов. Еще совсем недавно, в конце 80-х годов прошлого века, коллекционирование изделий из фарфора считалось почти мещанством. В начале XXI века – это уже престижно.

Отличительная черта фарфора – хрупкость. Поэтому неудивительно то, что количество достойных экспонатов все время уменьшается. Современный фарфор в массе своей гораздо менее востребован, чем старый. Поэтому «антиквариат» бьется, а смена не приходит. Коллекционную стоимость фарфора определяет несколько факторов. Это художественная ценность предмета, его редкость, возраст и, конечно, бренд (клеймо, которое обычно наносится на изделия). С точки зрения коммерческой составляющей, высоколиквидными считаются коллекционные чашки, чайные пары, вазы. Фигурки и статуэтки тоже котируются. Есть среди них и совершенно уникальные, например, серия «Народности России», выпускаемая Императорским фарфоровым заводом в 1907-1917 годах по распоряжению Николая Второго. Однажды мне довелось подержать в руках несколько миниатюрных скульптур с изображениями малочисленных народов Севера. Вещицы были великолепны, а цена на них астрономической.



«Типичный источник аутентичного антиквариата - распродажи коллекций наследниками. Многие из них не осознают подлинной ценности вещей и стараются побыстрее избавиться от свалившегося на них наследства. - Рассказывает коллекционер с 25 летним стажем Андрей Савицкий. - Для меня лично большой интерес представляют фарфоровые статуэтки советского периода, их отличает приличное качество и весьма необычный стиль, в котором строгость удачно сочетается с простотой и даже некоторой наивностью. Особо хочется отметить агитационный фарфор Советской России 1918-20-х годов, правда, это уже совсем другая ценовая категория, его осталось в достойном качестве немного, и опытные собиратели устраивают охоту на даже скромные, на первый взгляд, экземпляры»

Сейчас появилось немало подделок коллекционного фарфора, поэтому новичку необходимо проявлять определенную осторожность, хотя отличить настоящие антикварные изделия от копий удаётся даже не каждому профессионалу.



«Я в первую очередь смотрю на то, чтобы каждая вещь соответствовала стилистике того времени, к которому она относится. Чаще всего мне достаточно беглого взгляда для того, чтобы понять, подлинник это или фейк. Если говорить об особенностях коллекционирования фарфора в разных странах, то здесь, конечно, существуют нюансы. В континентальной Европе в фаворитах старый добрый немецкий Мейсен или французский Севр - пожалуй, самые удачные коммерческие проекты фарфорового производства. На Британских островах традиционно популярен Веджвуд и аутентичный старинный китайский фарфор. В большинстве стран бывшего Советского Союза предпочитают изделия мануфактур Императорской России: Гарднер, продукцию завода братьев Корниловых, а также Кузнецовский (который со временем прибрал к рукам предприятия уже упомянутого Гарднера)», - говорит Андрей Савицкий.



По его словам, большой популярностью пользуется у определенной группы коллекционеров Аллахский фарфор мюнхенской мануфактуры. «Фабрика работала во времена третьего Рейха и ее продукция отражала политические идеи Германии того времени. Большая часть изделий этой фабрики погибла во время войны, а часть была уничтожена по идеологическим соображениям. Даже полноценный каталог созданных там изделий является библиографической редкостью и хранится в Библиотеке Конгресса США, до сих пор почему-то относясь к числу засекреченных документов», - рассказал коллекционер.

Многие собиратели фарфора стараются приобретать его не в салонах и антикварных лавках, а на блошиных рынках. К несомненным плюсам подобного источника пополнения коллекций относится, в первую очередь, относительная дешевизна приобретений. Например, приблизительно одинаковые артефакты мне довелось встретить в антикварных магазинах Лондона за 100 и более фунтов, а на базарчике в Оксфорде уже за 25. К тому же есть в этом притягательный элемент охоты, однако и риски определенные тоже присутствуют.


В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA