Новое на сайте

Вчерашний день по бросовой цене, или Надежда на завтра

РоссияКраснодартекст5

«Блошиный рынок» в центре Краснодара на улице Кирова стал более-менее цивилизованным. «Прилавки» на асфальте, вешалки с одеждой на примыкающих заборах остались лишь в малом количестве. Теперь главный блошиный рынок краевого центра — два торговых ряда под капитальной крышей, тень, прохлада, вокруг относительно чисто.

После того как базар стал организованным, началась жизнь по рыночным законам. Например, теперь надо платить за место. За девяносто сантиметров прилавка с торговцев ежедневно берут по пятнадцать рублей. Деньги вроде небольшие, но для здешних продавцов и это много. Уходить ни с чем после трудового дня приходится очень часто.

— Я торгую одеждой, а ее не так часто покупают, — рассказывает Валентина Савченко. — Людей мало, бывает, что за день ничего не продаю. И остаюсь в минусе.

Каждый день продавцы приходят на блошиный рынок с надеждой: а вдруг сегодня повезет? Базар сейчас не идет практически у всех. Связывают спад покупательского интереса с реконструкцией Сенного рынка — его близость привлекала народ в этот район. Так что быстрота отстройки нового Колхозного выгодна еще и здесь.

На всякий товар есть свой спрос. Например, ношеная одежда или обувь популярностью пользуется небольшой. Или скорее ее купят лишь люди с очень низким достатком. Больше шансов на удачную торговлю у продавцов слесарного и садового инструмента, полезного в домашнем хозяйстве. Качество и у нового, и у старого почти одинаковое. Непридирчивый покупатель может сэкономить. Но даже таким торговцам сейчас невесело. На вопрос: «Что почем?» — продавец фурнитуры, замков, гвоздей-шурупов Николай грустно отвечает: «Кто сколько даст». Блошиный рынок по этому принципу жил всегда, а теперь и подавно не до жиру.

Впрочем, здесь товары не только для малоимущих. Помимо тех вещей, аналогичные которым найдешь в любом магазине, есть редкие штучки, способные заинтересовать многих. Вне зависимости от достатка.

Советский антиквариат, представленный в большом ассортименте, не столько ценный, сколько навевающий ностальгию. Настольная точилка для карандашей, виниловые пластинки, старая посуда. На выбор коллекционеров значки, монеты, фотографии советских артистов. По бросовой цене: пять-десять рублей. Глянцевые журналы — пятнадцать рублей, аудиокассеты — даже по два рубля. Телефон, утюг, электробритва, противогаз — для покупателей с серьезными намерениями. Все по сто рублей.

Продаются и вовсе никчемные на первый взгляд вещи — старые ручки, цветные карандаши, пустые банки и бутылки. Видимо, и они кому-то могут понадобиться. Судя по всему, кто-то покупает и старые парики, и косметику не первой свежести…

Но не все на блошином рынке торгуют старым. Одна девушка, к примеру, продает самодельные украшения из бисера, камешков, стекляруса. Красиво, но, наверно, дорого для местных покупателей — около ста рублей за вещь.

Низкие цены — главная фишка блошиного рынка. Качеством же не может похвастаться даже половина товара. Об этом знают как продавцы, так и покупатели.

— У меня можно купить то же, что и на обычном рынке, только в два-три раза дешевле, — говорит продавец хозяйственной мелочевки Татьяна Чукмарева. — Так что люди ходят постоянно. Они знают, куда идут и какой товар им предложат.

В основном же здесь торгуют пенсионеры. Надо думать, не от хорошей жизни.

— Приходится как-то зарабатывать. За квартиру плачу полпенсии, — рассказывает продавец Валентина Зверева. — А жить как-то надо. Вот и крутимся как можем.

Рабочий день у нее, как и у всех, начинается с семи утра. И продолжается до двух часов дня. О наличии в природе администрации рынка Валентина Зверева ничего не знает. Кроме взимания арендной базарной платы, присутствия какой-либо вышестоящей инстанции не ощущается. Продавец убирает возле своего рабочего места сама.

Бизнес-перспективы у блошиного рынка в свете реконструкции Сенного рынка — самые призрачные.

— О переносе мы ничего не знаем. Как-то милиционеры сказали нам, что в случае сноса базара нового места нам не найдут. И вообще, все разговоры о том, что мы портим облик города, — странные. В районе Сенного рынка и без нас большая торговая зона, которая город не красит. Неужели ее всю снесут? — задается вопросом продавец Мария Козлова.

Мы поинтересовались у прохожих их мнением насчет блошиного рынка: есть ли для него место в центре города, претендующего на европейский облик? Оказалось, что абсолютное большинство он совершенно не смущает.

Говорит пенсионерка Татьяна Целых:

— Мне кажется, этот рынок никому не мешает. Он вполне цивилизованный. И вообще он нужен людям. При реконструкции города его надо предусмотреть.

Блошиный рынок — понятие, знакомое жителям практически всех стран. Особенно тех, где процветает бедность. Такая торговля выгодна по обе стороны прилавка. Одним — чтобы заработать на масло к хлебу. Другим — чтобы хоть как-то прожить на мизерную зарплату или ту же пенсию. И тех и других меньше пока не становится.

Ирина СТРЕЛЬЦОВА

Источник публикации: Вольная Кубань 




В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA