Новое на сайте

Блошиный рынок

РоссияМоскватекст46

Был когда-то давно в Москве, на Трубной площади, Собачий рынок — закрылся. Был и хорошо всем памятный замечательный Птичий — переехал. Зато на Вернисаже в Измайлове появился Блошиный. 

На Трубной собирались охотники со своими четвероногими друзьями, на Птичьем торговали пернатыми и всякой другой живностью. А вот откуда пошло название «Блошиный»? Думаю, от необычайной энергии и активности, свойственной этим насекомым. Мне лично оно напоминает еще и о времени, когда Вернисаж только начинался и действительно представлял собой неорганизованное скопище людей, готовых что-то продать или купить. Словом, здесь было просто место для торга, напоминавшее обыкновенную толкучку. И нынешняя известная на всю страну ярмарка сувениров представлялась чем-то из области фантазий. 

Конечно же, Вернисаж начинался с продажи картин, о чем красноречиво говорит и его название. Художников дружно поддержали антиквары и ремесленники. Но наибольшую настойчивость, на мой взгляд, проявили тогда враз обнищавшие москвичи, которым предстояло выжить в пугающих условиях перестройки. Они дружно понесли в Измайлово то, что валялось дома долгие годы: вроде бы и не нужно, а выбросить жалко. На разложенных по земле подстилках лежали пуговицы, медные водопроводные краны, старые замки, давно вышедшие из моды сумочки и шляпы... 

Традиция торговать с подстилок сохранилась на рынке и сейчас - на то он и Блошиный. Всё остальное круто переменилось. Начать с того, что лежат эти подстилки не на голой земле, а на полу, рядом с ними стоят столики; и всё это теперь находится под крышей. Но то лишь внешние перемены. Важнее внутренние: когда-то сюда приходили в надежде залатать дыру в семейном бюджете. Теперь многие торгуют постоянно, здесь их рабочие места. Определился круг покупателей и, соответственно, товаров. Сейчас, как известно, в моде предметы домашнего обихода 60-ых годов. Их на прилавках больше всего. 

- Русски? - спрашивает немец торгующую фарфором даму, указывая на одну из статуэток.
- Русски, русски, - соглашается та. - Ленинградский фарфоровый завод Царевна... Принцесса-лебедь. 

И тут же без заминки называет по-английски цену в евро. Слово «Ленинград» немцу знакомо. В глазах загораются азартные огоньки. Думаю, сделка состоится... 

Иностранные туристы здесь не редкость. Российские - тем более. Но больше всего, конечно же, москвичей. Немало и командировочных, жаждущих привезти домой сувенир, какого не купишь в магазине. 

А вот торговцы, главным образом, из Москвы и Подмосковья. Оно и понятно. Стоит подняться по ступенькам выше, где торгуют антиквариатом, - можно встретить и питерцев, и рязанцев. Но антиквариат - товар дорогой, а везти издалека на продажу, скажем, пивные кружки - бессмысленно. 

К иностранцам здесь относятся радушно. Правда, жалуются, что поляки и особенно китайцы уж очень торгуются - порою так, что рад бы и даром товар отдать, да нельзя: с чем домой вернёшься? У туристов из дальнего зарубежья есть и свои, особые запросы. Они особенно охотно покупают то, что, на их взгляд, связано с историей советского времени, Например, игрушечные длинноствольные пушки - сувенир из детства нынешних повзрослевших торговцев. 

А кто же они сами? Расспрашивать неловко, да и не нужно - по манерам и разговору улавливается многое. Бывшие инженеры, учителя, квалифицированные рабочие, отставные военные, пенсионеры разных мастей. Большинство из них помнит лучшие для себя времена и сменило профессию вынужденно. Хотя есть и иные примеры. «Точный ход я вам гарантирую, - уверенно говорит женщина у пестреющего разновеликими циферблатами прилавка. -. Я сама - часовой мастер». 

Если гарантирует, то, скорее всего, так оно и будет. На Блошином не любят обманывать. Постоянные посетители ценятся дороже, чем сомнительная сиюминутная выгода Да и подделки здесь встречаются редко - ведь не бриллиантами же торгуют, а вещами узнаваемыми, при покупке которых каждый из нас хоть немного, да эксперт. А когда встречаются старинные предметы, назначение которых сейчас и определить трудно, продавец и покупатель дружно гадают вместе что это, например - пресс для бумаги или пест для колки орехов? Если даже покупка не состоялась, владелец все равно остается в выигрыше - теперь он знает о своем товаре больше, чем пять минут назад. 

Такое вот заинтересованное общение, когда «прилавок» не разделяет, а сближает, - еще одна из особенностей рынка. Возможно, она зиждется на том, что продавцы прежде достаточно потрудились на другом поприще, а посетители знают, что судьба переменчива и они сами могут оказаться здесь по другую сторону прилавка Здесь к вам. не пристают, зычно расхваливая свой товар, как у ларьков с одеждой при подходе к Вернисажу. И лишь одна дама, когда приходит в хорошее настроение, улыбаясь, приглашает «Торопитесь! Старина не Вечна. Купите, а то все разберут». 

Одно из видных мест среди предлагаемого дамой занимают всем знакомые гранёные стаканы. Их охотно покупают и соотечественники, и иностранцы. Кстати, замечу, что появление «блошиных» рынков как у нас в стране, так и во всем мире, имеет не только социальные, но и культурные и бытовые корни. Скажем, у вас разбился старый кувшин, а крышка от него осталась. А на другом конце города все наоборот сохранился кувшин без крышки. Или - кому-то мозолит глаза вышедшая из моды вещь, а кто-то готов ее днем с огнем искать и приобрести во что бы то ни стало. Где же таким людям еще встретиться, как не на Вернисаже? 

Хорошо на Блошином рынке летом. Но, как мне объяснили завсегдатаи, и в остальные времена года торговля идет не хуже. Ведь на них приходится львиная доля праздников. А к праздникам люди склонны делать подарки - и другим, и себе.
Если вы еще не побывали на Блошином, но собираетесь, то знайте здесь принято торговаться. Вполне реально снизить цену на 30 процентов - с этой цифры и нужно начинать. Ее, выведенную мною, так сказать, опытным путем, потом подтвердил и один из тоговцев. 

Так выглядит Блошиный рынок во время его работы - по субботам и воскресеньям с 9 до 18 часов. В эти два дня его посещает от одной до двух тысяч покупателей и просто любопытствующих - то есть, 20 процентов от всех, кто приходит на Вернисаж. Внутренний распорядок происходящего не бросается в глаза, а между тем он чрезвычайно интересен, даже необычен. Общеизвестно, что рыночная торговля стремится к самоорганизации. И здесь она имеет свои особенности. Как уже говорилось, большинство продавцов - пенсионеры Вот они и объединились в некое сообщество -»профсоюз на социалистический манер». Есть в нем свои бригады и бригадиры, выше - совет ветеранов, глава которого и общается от имени остальных с администрацией Вернисажа. 

Сейчас на рынке 270 торговых мест, каждое по 4 квадратных метра, два из которых - для выкладки товара. Стоимость аренды - 30 рублей в день. И все это распределяется администрацией при участии «профсоюза». Желающих больше, чем мест. Преимуществом пользуются ветераны Великой Отечественной, инвалиды 1-й и 2 и групп 15 процентов мест предоставляются им бесплатно. 

Если для покупателей рынок, как уже говорилось, открывается с 9 часов, то торговцы появляются здесь заранее - и в 7, и в 8: надо успеть подготовиться, разложить товар. При этом ветераны и инвалиды проходят по пропускам - бесплатно. 

Первые посетители Блошиного рынка - продавцы из расположенного «этажом» выше антикварного ряда. Они спускаются вниз в поисках неожиданного, заковыристого товара. 

источник публикации
Конкурс Малый бизнес и СМИ ВАО г. Москвы



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA