Новое на сайте

«Блошки» из Европы и ретро из США

Лет 10 назад и до России докатилось поветрие, появившееся в Европе на рубеже 1980 — 1990-х. Показные роскошь и шик, демонстрация своего богатства тогда стали считаться дурным вкусом среди обеспеченных людей. Мультимиллионер Билл Гейтс, создатель корпорации Microsoft, сам того не заметив, положил начало новой эпохе — не только технической, но и общественной. Самый состоятельный человек планеты прилежно вырезал талоны со скидками на обед в «Макдоналдсе» из журналов и по привычке искал себе одежду в магазинах Second hand («Вторые руки»).

Постепенно знаменитости и успешные дельцы стали следовать примеру странноватого Гейтса. Выглядеть демократично и вести себя скромно, имея на банковском счету круглую сумму, оказалось легко и приятно. И себе самому, и окружающим.

Так отношение к рынкам и магазинам ношеной одежды изменилось. Приличные люди перестали избегать мест, где раньше подыскивали себе костюмы только нищие и перманентно безработные. Даже завзятые модницы, которым по-прежнему хотелось наряжаться оригинально и броско, сменили гнев на милость. Ведь в таких магазинах можно было найти дизайнерские вещи из коллекций десятилетней, а то и полувековой давности, причем за смешные деньги. Эти брюки, юбки, туфли зачастую были в хорошем состоянии и позволяли внести в образ элемент элегантной ностальгии по ушедшим временам.

Такие магазины в Америке получили название Second hand. Вещи попадали туда из церквей, куда граждане приносили свою одежду в качестве пожертвований. Причем пожертвования в определенный момент стали очень щедрыми — люди приносили в церкви дорогую, почти совсем новую одежду знаменитых марок. Объяснялось это просто: за такие пожертвования с дарителей правительство решило списывать часть налогов — неплохая индульгенция! Поэтому в американских церквях стали копиться вещи, изначально стоившие не одну сотню долларов. Естественно, что претендовать на них теперь могли не только сирые и бездомные, но и вполне благополучные клиенты, покупатели из обычных супермаркетов, а также люди искусства, понимающие толк в красивой, необычной одежде.

В Европе же ненужные костюмы и обувь традиционно оставляли на специальных складах или прямо на улице — в особых ящиках. Делалось это всегда анонимно и, естественно, никаких льгот благотворителю не давало. Одежда попадала в организации типа «Армии спасения» и распространялась бесплатно среди городских нищих. Поэтому на нашем консервативном или чересчур брезгливом континенте никогда не было интереса к старой одежде и никаких особенных магазинов для ее покупки.

Это явление пришло из-за океана. Так же как и словосочетание «сэконд-хэнд». Правда, более или менее общеупотребительным оно стало только в России и даже попало в наши толковые словари. Иногда «сэконд-хэнд» сокращается до «сэконда» и начинает склоняться как существительное мужского рода.

А в Западной Европе по-прежнему используют словосочетание «блошиный рынок» (flea market в Великобритании, Flohmarkt в Германии, marche aux puces во Франции). Оно родилось гораздо раньше «сэконд-хэнда» — в 1860-е годы, во времена Наполеона III, затеявшего перепланировку Парижа. Тогда торговцам старьем, рассредоточенным по всем районам города, любезно предоставили площадь в северной части Парижа перед воротами крепости Клиньянкур. После того как всевозможные предметы были разложены по прилавкам и старые стулья, кресла, пуфики и матрасы были расставлены вдоль крепостных стен, покупатели немедленно окрестили это местечко «блошиным рынком». По понятной причине.

От Клиньянкурских ворот это прозвище распространилось по Европе, и торговые ряды, где продавалось старье, тоже стали звать блошиными. В таких местах можно увидеть и приобрести товары со всего мира, принадлежащие разным эпохам. Старинная мебель, утварь, книги... Одежда в этом ряду занимает далеко не первое по значимости место. Да и покупатели в Европе скорее охотятся за антиквариатом и стильными предметами интерьера, чем за ношеной одеждой.

Петербург в этом отношении город европейский. Наши блошиные рынки славятся своей непредсказуемостью и широким ассортиментом товаров. Иностранцы с большой охотой прохаживаются здесь и нередко находят поистине уникальные вещи — вазы, статуэтки, монеты...

А местные «сэконд-хэнды» по сравнению с американскими аналогами не так уж интересны. Скорее, они тоже европейские. В маленьких магазинчиках и на раскладушках, как правило, продается одежда из Скандинавии, отданная не в счет налогов, а просто по доброте душевной в пользу бедных. 

источник публикации
CitySpb.ru Новости Санкт-Петербурга, 28.04.05



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA